Главная Новости Уважай своего соперника в любой игре Контакты




смотреть




ГЛАВА 6

 

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ: СИЛА. КАК ДОЛГО ВАШИ ГЛАЗА МОГУТ РАБОТАТЬ НЕ УСТАВАЯ?

Итак, теперь в вашем распоряжении есть средства, которые по­могут вам сделать ваше зрение более четким и объемным. Но как долго ваши глаза могут работать, прежде чем вы начнете ус­тавать? Может быть, вы, как Сара из первой главы, считаете страницы в книге, прежде чем решить, будете ли вы ее читать? И когда вы наконец находите достаточно тонкую книгу, не одо­левает ли вас вскоре после начала чтения усталость и не пере­стаете ли вы понимать смысл прочитанного, начиная клевать но­сом? Когда вы играете в теннис, приходится ли вам напрягаться, чтобы сохранить концентрацию во время последних сетов? Ко­гда вам приходится, сидя за рулем, преодолевать значительное расстояние, не болит ли у вас голова в конце путешествия или вас неудержимо клонит в сон? Если ваши рабочие обязанности включают много писанины или долгое сидение за компьютером, то, приходя вечером домой, чувствуете ли вы себя настолько опустошенным, что не в состоянии даже общаться с близкими или друзьями? Если вы ответили утвердительно на любой из этих вопросов, то настало время вам включить в свой тренировочный комплекс также и упражнения по развитию силы зрения.

На самом деле все упражнения, которые мы уже освоили, мо­гут помочь вам работать глазами дольше. Особенно важны в этом отношении упражнения серии «Четкое зрение» и «Силь­ное зрение», потому что они не только развивают наши вообра­жаемые мышцы разума, но также и способствуют улучшению координации реальных мышц глаза.

Каждый глаз имеет семь мышц. Одна из них обеспечивает четкость зрения. А другие шесть осуществляют двигательные функции глазного яблока. Это означает, что всего нервная систе­ма должна выполнять такую сложную задачу, как координация работы четырнадцати глазных мышц. Нервы организма управля­ются главным образом двумя системами — соматической и веге­тативной. Вегетативная нервная система контролирует обмен веществ, кровообращение, пищеварение, выделение, то есть про­цессы, происходящие без участия нашего сознания. Она ускоря­ет наш пульс, когда мы волнуемся, обеспечивает поступление в желудок соков для переваривания пищи после того, как мы по­ели, и блокирует поступление этих соков, когда нам угрожает опасность или когда нас самих кто-то собирается съесть. Сома­тическая же нервная система осуществляет связь организма с окружающей средой, обусловливая с помощью нервных оконча­ний и органов чувств чувствительность и движения тела, управ­ляя скелетной мускулатурой, и в большей степени контролиру­ется сознанием. Мы можем задействовать ее произвольно, что­бы, например, пошевелить пальцами, руками и ногами. Но вот когда мы шевелим глазами, в действие вовлекаются и соматиче­ская, и вегетативная нервные системы. Глазные мышцы внутри глаз управляются вегетативной системой. Мы устремляем взгляд на какой-то предмет, и он автоматически оказывается (или не оказывается) в фокусе. Мышцы же, расположенные на поверх­ности глазного яблока, контролируются соматической нервной системой. До определенных пределов мы можем поворачивать глаза, куда хотим. Глаз — очень сложный аппарат. Достаточно сказать, что количество нервов, контролирующих глазные мыш­цы, в десять раз превышает количество нервов, контролирую­щих движения мышц ног или шеи. В то время как один нерв может управлять сотней мышечных волокон ноги, один нерв управляет десятью волокнами глазной мышцы. В результате точ­ность действия мышц, обеспечивающих движение глаз, является одной из самых высоких во всем организме. Но когда им прихо­дится сталкиваться с таким неестественным процессом, как чте­ние, иногда они начинают недостаточно хорошо выполнять свои функции.

«Неестественным?» — спросите вы.

Да. Неестественным.

Прошло не так уж много времени с тех пор, как людей боль­ше заботила охота, а также необходимость избежать самим стать объектом охоты. Затем настал черед развития сельского хо­зяйства — то есть занятия, где не требовалось рассматривать мелкие предметы. Вплоть до пятнадцатого века, когда Гутенберг изобрел печатный станок, и даже после этого книги продолжали оставаться предметами роскоши, недоступными для большин­ства.

Да, чтение — неестественный процесс. Мало того, что мы должны координировать действия четырнадцати мышц глаза, мы должны задействовать для этого две разные нервные систе­мы, а это нелегкая задача, особенно когда мы находимся в со­стоянии стресса.

Как уже говорилось выше, когда вам угрожает опасность, ваш желудочно-кишечный тракт перестает работать. Когда вам гро­зит быть съеденным саблезубым тигром, например, то вся ваша энергия вам понадобится на то, чтобы удирать от него со всех ног, а не переваривать гамбургер. Точно так же, когда этот тигр дышит вам в спину, не время изучать телевизионную программу на сегодня. В результате, когда ваш организм стремится вырвать­ся из лап смерти, он не только отказывается от пищеварения, но и блокирует способность четко различать предметы на близком расстоянии.

К счастью, в наши дни саблезубые тигры по улицам не бро­дят. Но, к сожалению, остаются другие факторы, вызывающие в организме не менее сильный стресс. Необходимость, например, сдать работу к определенному сроку может оказаться не менее стрессовой ситуацией, чем встреча с голодным тигром.

Будь вы программистом, которому нужно делать карьеру и который поэтому проводит дни и ночи за компьютером, прико­вав свое тело к стулу, или школьником, который, лишая себя нормального движения, корпит над домашним заданием, пото­му что должен хорошо учиться, ваш организм скорее всего ре­шит, что наступила стрессовая ситуация, и включит режим «по­бега от тигра». В результате та же самая нервная система, что заставляет ваше сердце биться быстрее, может заставлять рас­слабляться мышцы внутри ваших глаз, отвечающие за фокуси­ровку взгляда на предмете. Чтобы противодействовать этому расслаблению и видеть текст перед глазами четким, мы должны прибегать к дополнительным усилиям. Это дополнительное уси­лие вызывает еще больший стресс, который требует еще боль­ших усилий, и в результате наша способность координировать зрение на предмете ухудшается. Если вы сомневаетесь, что это так, сравните качество своей игры в теннис после целого дня, проведенного за письменным столом или у компьютера, с тем, как вы играете в выходные, когда ваши глаза отдыхают.

Это ни в коем случае не означает, что чтение вообще вредно для глаз. Проблемы вызывает именно сочетание чтения и стрес­са. Человек, не испытывающий проблем с чтением, когда он учится в колледже, вряд ли будет испытывать их, читая увлека­тельный роман. Трудности с чтением могут начаться, когда на­ступает стресс. Обучение чтению, освоение нового языка про­граммирования, ознакомление с усовершенствованиями в тех­нологии — все, что может восприниматься вами как стресс, влияет на качество зрения. А когда глаза начнут вас подводить, то тут уж вам станет трудно читать любой текст, не только науч­ные статьи или учебники, но и художественную литературу, а это, в свою очередь, еще больше усугубит проблемы со зрением. И возникает порочный крут.

Согласно основателю школы фитнеса для глаз доктору А.М. Скеффингтону, о котором более подробно написано в главе 11, наша реакция на сочетание стресса и чтения может выражаться одним из четырех способов:

1. Мы избегаем чтения и работы за письменным столом.

2. Мы продолжаем читать и учиться и начинаем мириться с болью в глазах, усталостью и неэффективной работой.

3. Мы подсознательно приспосабливаем наши глаза к работе на близком расстоянии и жертвуем ради этого хорошим зре­нием вдаль1.

4. Мы подсознательно отказываемся от попыток заставить оба глаза работать скоординированно и начинаем полагаться только на один глаз, а не на оба (с последующим ухудшением восприятия перспективы).

 

 

1 Около 80 процентов докторов философии, которые явно научились отлично ориентиро­ваться в мире, находящемся на расстоянии вытянутой руки, пожертвовали способностью хо­рошо видеть вдаль без очков. Вопрос о том, была ли их предрасположенность к близорукости врожденной или они приобрели ее, слишком много работая глазами, остается яблоком раздо­ра среди специалистов по зрению. Я лично считаю, что развитие близорукости, по крайней ме­ре у детей, провоцируется как наследственностью, так и факторами окружающей среды. Что касается взрослых, у которых близорукость развилась только после того, как они начали про­водить много времени за компьютером, то я больше склоняюсь к мнению доктора Скеффингтона.

 

К счастью, имея эту книгу, вы приобретаете еще один вари­ант выбора:

вы можете увеличить тренированность ваших глаз, чтобы их работа удовлетворяла требованиям, предъявляемым к ним лю­быми сферами вашей жизни — и учебой, и работой, и удоволь­ствием. Ваши глаза не будут быстро уставать, когда вы читаете, ведете машину или занимаетесь спортом. Вы также перестанете так часто уходить с работы слишком усталым и поэтому слиш­ком раздраженным, чтобы переносить чье-либо присутствие ря­дом, и сможете наслаждаться полноценным общением с ваши­ми друзьями и близкими.

Если вы читаете эту книгу в первый раз или пролистываете ее скорее из любопытства, нежели с целью решить проблемы с гла­зами, потратьте немного времени, чтобы сделать первые семь ша­гов упражнения, приведенного ниже. Они дадут вам представле­ние о том, что мы подразумеваем под «сильным зрением». Как только вы решитесь начать выполнять программу фитнеса для глаз, вы включите эти упражнения в свой комплекс упражнений.

 

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ «СИЛЬНОЕ ЗРЕНИЕ»

Следующие упражнения предназначены для того, чтобы улуч­шить тренированность ваших глаз, но не для решения каких-ли­бо проблем физического порядка, связанного с глазными мыш­цами. Если у вас косоглазие (глаз, который уплывает к носу или виску) или если вы в прошлом перенесли хирургическую опера­цию по устранению косоглазия, не делайте этих упражнений. Вам понадобится врач, который будет руководить вашими тре­нировками (о таких врачах вы узнаете в главе 11). То же самое справедливо и в том случае, если ваш врач обнаружил у вас серь­езные медицинские проблемы с глазными мышцами, что затруд­няет пользование глазами на расстоянии в пределах вытянутой руки (недостаточная или избыточная конвергенция).

 

Сильное зрение I

Это упражнение предназначено для улучшения восприятия перспективы и развития способности легко переводить фокус зрения на близкое расстояние — в пределах досягаемости руки.


В упражнении «Сильное зрение I» в восприятии перспективы будут задействованы оба глаза, чему мы учились в главе «Глубо­кое зрение». Это упражнение, состоящее из девяти шагов, начи­нается с пяти вводных шагов:

1. Если у вас ведущая рука правая, возьмите эту книгу в левую руку и держите вертикально на расстоянии, на котором вы обычно читаете, первая страница обложки обращена к вам. Просуньте большой палец левой руки между обложкой и ос­тальной частью книги, чтобы обложка была к вам немного ближе, чем страницы.

2. В правую руку возьмите ручку и держите ее на два-три дюйма (5—8 см) правее книги. Конец ручки наклоните влево, к верхнему правому углу обложки. (Если вы левша, держите книгу правой рукой, задней обложкой книги лицом к себе. Ручку держите левой рукой.)

3. Начинайте медленно двигать ручку влево, пока ее конец не коснется угла книги. Ручка должна оставаться параллельной вашему лицу и на том же самом расстоянии от вас, что и книга. Другими словами, не придвигайте ручку близко к лицу и направляйте ее к углу книги таким образом, чтобы вы мог­ли пользоваться только одним глазом, чтобы выровнять ее с углом книги, как будто вы прицеливаетесь. Если вы будете вы­полнять эту процедуру именно так, то вам не придется задей­ствовать сразу оба глаза.

4. (Дополнительный.) Просто для забавы, чтобы лучше по­нять, как это упражнение вынуждает вас использовать оба глаза, закройте один глаз и снова постарайтесь коснуться руч­кой угла книги. Теперь вы видите, как это трудно, если поль­зоваться только одним глазом?

5. Если с обоими открытыми глазами вам не удалось с первой попытки попасть ручкой по углу книги, не пытайтесь повто­рить ее, пока не приведете ручку обратно в стартовую пози­цию — на расстояние два-три дюйма (5—7 см) от книги. На этом этапе включите периферийное зрение, удерживайте в поле зрения обе стороны комнаты одновременно. Снова вы­ровняйте конец ручки с углом и двигайте ручку до тех пор, пока ее конец не коснется точно угла книги. Пока вы выполняете это действие, вспомните упражнения из серии «Глубо­кое зрение» и оцените расстояние между вашими глазами и книгой. Другими словами, попробуйте включить не только широкое, но и глубокое зрение.

6. Как только вы наловчитесь попадать концом ручки в угол книги, вы готовы начать уже настоящее упражнение на тре­нировку сильного зрения, которое состоит из трех частей:

A.  Держите книгу и ручку приблизительно на расстоянии десять дюймов (25 см) от носа. Выровняйте ручку и книгу, как вы это уже делали. Затем наклоняйте конец ручки к книге и коснитесь ее угла. Расслабьтесь, дышите и включите широкое и глубокое зрение.

B. Держите книгу и ручку на расстоянии вытянутой руки. Повторите движение ручки.

C. Опустите книгу и посмотрите на противоположную сте­ну комнаты. Боковым зрением удерживайте в поле зрения четыре угла стены и, пока вы расслабляетесь и дышите, оце­ните расстояние между вашим лицом и стеной.

Повторяйте три части шага 6, пока не сможете легко попа­дать ручкой в угол книги как на расстоянии десяти дюймов (25 см), так и на расстоянии вытянутой руки. Если вам неудобно делать это на расстоянии десять дюймов (25 см), отодвиньте книгу на двенадцать дюймов (30 см) и повторяйте шаги от А до С. Не забывайте включать широкое и глубокое зрение.

Широкое зрение особенно важно, если вам трудно сосредото­чить зрение на расстоянии вытянутой руки после того, как вы смотрели на близком расстоянии. Если это как раз ваш случай, не прекращайте упражняться с 6-м шагом, пока не научитесь легко попадать ручкой в угол книги после того, как работали на близком расстоянии. Когда упражняетесь с ручкой на расстоя­нии вытянутой руки, включайте боковое зрение. Расслабьтесь и дышите и при этом охватите зрением так много пространства, как вы научились охватывать, выполняя упражнения из серии «Глубокое зрение».

Если вам чуть меньше или чуть больше сорока лет, то, когда вы держите книгу на расстоянии десять дюймов (25 см), скорее всего вы видите ее нечетко. Не обращайте на это внимания и сосредотачивайтесь на том, чтобы правильно расположить ручку, и на том, каково расстояние между вами и углом книги.

Если вам не удается попасть ручкой в угол книги на близком расстоянии, вполне вероятно, это означает, что вы не задействуе­те оба глаза на этих расстояниях. Тогда, выполняя упражнение на близком расстоянии, скосите глаза. Если вам по-прежнему трудно определить положение угла книги, отодвиньте книгу так далеко от лица, как вам требуется, чтобы попасть ручкой в угол. И уже потом, когда у вас начнет хорошо получаться, постепенно приближайте книгу ближе к лицу.

Если при выполнении этого упражнения на близком расстоя­нии книга или ручка начинают двоиться, то держите их так да­леко от глаз, чтобы такого явления не возникало.

7. Когда вы овладеете шагом 6, начинайте при выполнении упражнения на близком расстоянии держать книгу в восьми дюймах (20 см) от глаз. На этом расстоянии повторите все три части шага 6 (близко, на расстоянии вытянутой руки и на большом расстоянии), пока не начнете выполнять их легко. Все, что относится к шагам 5 и 6, справедливо и для данного шага.

8. Затем возьмите за точку отсчета шесть дюймов (15 см) от глаз и повторите те же шаги на расстоянии вытянутой руки и на большом расстоянии.

9. Наконец, начните с четырех дюймов (10 см) от глаз и по­вторите те же самые шаги.

Если тренировка вызовет у вас головную боль и если это будет такая же боль, какая беспокоит вас обычно, очень хорошо! То же самое упражнение, которое вызывает у вас головную боль, в конце концов эту головную боль и вылечит.

На самом деле, вам, вероятно, придется делать больше пере­рывов или в качестве близкого расстояния принимать двена­дцать дюймов (30 см) или даже больше, перед тем как перехо­дить к десяти (25 см), восьми (20 см), шести (15 см) и четырем (10 см) дюймам. Вам, наверное, придется сначала заниматься этим упражнением две минуты в день, а не семь и потребуется больше времени, чтобы, глядя на противоположную стену ком­наты, оценивать, какое расстояние между вами и стеной. Но независимо от того, что вам придется делать, не отчаивайтесь. Про­сто продолжайте дышать, расслабляться и включать широкое зрение при выполнении упражнения «Сильное зрение I». Как я уже говорил в главе 2, если вы страдаете постоянными головны­ми болями, проконсультируйтесь с врачом.

Что касается того, сколько времени нужно тратить на каж­дый шаг, прежде чем переходить к следующему, то скажу вам: столько, сколько вам понадобится, чтобы научиться легко выпол­нять данный шаг. Некоторым людям требуется для этого лишь одно занятие. У других может уйти на это несколько недель. Не старайтесь форсировать выполнение упражнения «Сильное зре­ние I». В первый день удовольствуйтесь чередованием между де­сятью дюймами, длиной руки и стеной — даже если у вас полу­чается неплохо. Если после выполнения этого этапа у вас не уста­нут глаза, это значит, что на следующем занятии вы сможете начать с более близкого расстояния.

В первые несколько занятий вы можете сильно уставать. Воз­можно, вы будете испытывать такую же усталость, какая навали­вается на вас после целого рабочего дня.

И опять-таки это хорошо. Продвигайтесь не спеша. Потрать­те больше занятий на более легкие для вас расстояния, прежде чем придвигать книгу ближе к глазам. Возможно, что уже через шесть занятий вы добьетесь определенных успехов.

Когда вы овладеете упражнением «Сильное зрение I» и смо­жете легко и точно попадать концом ручки в угол книги, держа ее поочередно то на расстоянии четыре дюйма (10 см), то на расстоянии вытянутой руки, вот тогда — и только тогда — вы будете готовы перейти к упражнению «Сильное зрение II».

 

Сильное зрение II

Большинство из нас принимает как очевидное, что, если у нас открыты оба глаза, значит, мы и используем оба глаза. Но это да­леко не всегда так. Многие люди, успешно проходящие проверку зрения у врача, игнорируют или подавляют часть информации, поступающей через один или другой глаз, а иногда и через оба. Упражнение «Сильное зрение II» позволит вам использовать больше информации, поступающей через оба глаза.

Для упражнения «Сильное зрение II» используется таблица под названием «Линия сильного зрения». Она была разработана доктором Фредериком Броком в 1940-х годах и представляет собой вертикальную линию с точкой посредине.


Возьмите в руки книгу, открытую на этой странице, и держи­те ее параллельно полу, так, чтобы линия на таблице была обра­щена к потолку и на несколько дюймов ниже уровня ваших глаз. Двигайте книгу до тех пор, пока ближайший к вам конец стра­ницы не окажется напротив вашего носа приблизительно на расстоянии шести дюймов (15 см) от него, а точка на линии — на расстоянии примерно одного фута (30 см) от вашего носа. Те­перь отрегулируйте положение книги так, чтобы линия оказа­лась точно между вашими глазами. Держа книгу таким образом, посмотрите на точку и мягко моргните.

Если ваши глаза нацелены точно на точку и если вы не игно­рируете информацию, поступающую через любой ваш глаз, то вам покажется, что черная линия разделилась на две, которые образуют косой крест с центром в черной точке. Возможно, вам придется моргнуть несколько раз, прежде чем появится вторая линия. Вот как должны выглядеть эти линии. Ваш правый глаз видит линию А — линию, которая начинается слева от вас и от­клоняется вправо по мере удаления от вас. Ваш левый глаз видит линию В — линию, которая начинается справа от вас и отклоня­ется влево по мере удаления от вас.

Если кажется, что линия А то появляется, то исчезает, это означает, что вы игнорируете информацию, поступающую через ваш правый глаз. Если кажется, что линия В то появляется, то ис­чезает, это означает, что вы игнорируете информацию, посту­пающую через ваш левый глаз. Если исчезают по очереди то ли­ния А, то линия В, значит, вы поочередно игнорируете информа­цию от обоих глаз.

 


Чтобы убедиться, какой глаз какую линию видит, продолжая смотреть на точку, закройте сначала один глаз, потом другой и посмотрите, какая линия исчезает.

Линия сильного зрения не только скажет вам, игнорируете ли вы информацию, поступающую через ваши глаза, но и на­сколько точно вы нацеливаете их.

Если, когда вы смотрите на точку, линии пересекаются за точ­кой, как показано на рисунке, это значит, что ваши глаза устрем­лены на место за точкой. Чтобы скорректировать позицию глаз и заставить линии пересекаться в точке, вам нужно напрячь гла­за и устремить взгляд на место на линии, находящееся чуть бли­же к вам, чем точка.

Если, когда вы смотрите на точку, линии пересекаются перед ней, как на следующем рисунке, это значит, что ваши глаза уст­ремлены на место перед точкой. Чтобы скорректировать пози­цию глаз и заставить линии пересекаться в точке, вам нужно расслабить глаза и устремить взгляд чуть дальше точки.


Если, когда вы смотрите на точку, вы продолжаете видеть только одну линию, то это означает, что вы используете только один глаз. В этом случае смотрите на точку в течение минуты или двух, а затем мягко моргните. Удерживайте взгляд на точке, но представьте, что боковым зрением вы видите всю комнату. Пробуйте переместить книгу немного ближе или дальше. Про­буйте поднять или опустить книгу на дюйм или два или пере­местите книгу немного вправо или влево. Скорее всего вы увиди­те две линии.

Если вы продолжаете видеть только одну линию, это значит, что вы — по той или иной причине — научились игнорировать информацию, поступающую через один из ваших глаз. В таком случае это упражнение и последующие из серии «Сильное зре­ние» не для вас — по крайней мере, пока вы не проконсульти­руетесь с тренером по фитнесу для глаз. А пока продолжайте включать упражнение «Сильное зрение I» в свои ежедневные тренировки. Даже если вы не можете делать упражнения IIV из серии «Сильное зрение», одно лишь упражнение «Сильное зрение I» увеличит вашу выносливость и позволит вашим глазам работать в течение долгого времени не уставая.

Итак, все необходимые предварительные замечания сделаны, и теперь мы готовы начать пошаговое выполнение упражнения «Сильное зрение II».


1. Используя Линию сильного зрения, расположите книгу та­ким образом, чтобы вы опустили взгляд на линию и вели его к точке, расположенной на расстоянии фута (30 см) от ваших глаз.

2. Возможно, что одна или обе линии будут то появляться, то исчезать. Если исчезает линия А, то с помощью периферийно­го зрения правого глаза удерживайте в поле зрения правую сторону комнаты. Если это не поможет сделать линию А бо­лее устойчивой, то пальцем свободной руки коснитесь виска рядом с правым глазом. Представьте, что вы внутри вашей го­ловы двигаетесь по направлению к этому виску. Представьте, что вы выглядываете из своего правого глаза. Эта перемена точки зрения должна сделать линию А более устойчивой.

Если исчезает линия В, попытайтесь периферийным зре­нием левого глаза охватить левую сторону комнаты. Косни­тесь вашего левого виска свободной рукой и вообразите себя двигающимся внутри головы и выглядывающим из своего ле­вого глаза.

3. Сделав исчезающий образ более устойчивым, коснитесь другого вашего виска, переместитесь внутри вашей головы к другому глазу и представьте, что выглядываете из него. Попы­тайтесь заставить колеблющийся образ исчезнуть. Затем пе­реместитесь назад, снова выгляньте из вашего более слабого глаза и заставьте образ вернуться. Например, если исчезает линия А, вам нужно прикоснуться к правому виску и стара­тельно представлять, что вы выглядываете из вашего правого глаза, — пока образ линии А не станет более устойчивым. За­тем вам надо прикоснуться к левому виску и представить, что вы двигаетесь к левому глазу и выглядываете из него, пока ли­ния А снова не исчезнет. Так вам и нужно гулять внутри соб­ственной головы туда-сюда, заставляя линию А становиться четкой и исчезать, пока вы не приобретете контроль над обе­ими линиями.

4. Если исчезают обе линии поочередно, выполните следую­щие действия:

А. Включите периферийное зрение обоих глаз одновремен­но и постарайтесь охватить максимум пространства. Другими словами, продолжая смотреть на точку, краями глаз удер­живайте в поле зрения всю комнату. Расслабьтесь и дышите.

B. Добившись, чтобы обе линии виделись вам более жирны­ми, пристально смотрите на точку и постарайтесь увидеть ее как можно более резко. Забудьте о периферийном зре­нии и посмотрите, можете ли вы заставить линии исчезнуть снова.

C. Расслабьтесь и включите периферийное зрение, пока обе линии не станут четкими.

DПродолжайте чередовать периферийное и пристальное зрение, пока не сможете контролировать четкость линий.

5. Научившись четко видеть обе линии, можете начинать ра­ботать на сосредоточении взгляда непосредственно в точке. Если линии скрещиваются позади точки, напрягите глаза и представьте, что смотрите на место на странице, расположен­ное ближе к вам, — пока обе линии не скрестятся в точке. Ес­ли линии скрещиваются перед точкой, расслабьте глаза и представьте, что смотрите на место на странице, расположен­ное дальше от вас, — пока не заставите обе линии скрестить­ся в точке. Если вам никак не удается заставить их скрестить­ся точно в точке, вернитесь к упражнению «Сильное зрение I» и потренируйтесь сосредоточивать взгляд на более близком и более далеком расстоянии.

6. Научившись скрещивать линии в точке, выполните следую­щие действия:

A.  Напрягите глаза и заставьте линии пересечься на не­сколько дюймов впереди точки.

B.  Расслабьте глаза и заставьте линии пересечься на не­сколько дюймов позади точки.

C.  Настраивайте взгляд до тех пор, пока линии не пересе­кутся точно в точке.

Повторяйте эти действия — включая и шаги со 2 по 4 — до тех пор, пока не научитесь скрещивать линии в точке, не до­пуская их исчезновения.

7. Когда овладеете этими шагами, выполните следующие дей­ствия:

А. Перемещайте край книги, пока он не коснется вашего носа, и повторите шаг 6.

В. Перемещайте книгу, пока ее край не окажется на рас­стоянии фута (30 см) от вашего лица и повторите шаг 6.

Повторяйте эту последовательность, пока не научитесь про­извольно на обоих расстояниях контролировать положение, где линии пересекаются.

 

Сильное зрение III

После того как вы справились с упражнением «Сильное зре­ние И» и можете произвольно управлять положением ваших глаз, вы готовы перейти к упражнению «Сильное зрение III». Это упражнение продолжает помогать вам увеличивать вынос­ливость и концентрацию при выполнении задач, связанных с ра­ботой глаз.

Взгляните на таблицу к упражнению «Сильное зрение III». Эта таблица состоит из двух сплошных кругов черного цвета, почти касающихся друг друга. Если вы не можете скашивать гла­за, начните с шага 1. Если после проработки упражнений «Силь­ное зрение» I и II вы можете скашивать глаза, начните с шага 2.

1. Этот шаг — для тех, кто следовал совету «Никогда не ска­шивай глаза, иначе они так и останутся косыми». Если вы действительно не умеете скашивать глаза, то вам понадобится для этого упражнения карандаш:

А. Держите перед собой таблицу «Сильное зрение III» на расстоянии, удобном для чтения, а также карандаш, как по­казано здесь:



B.  Продолжайте смотреть на кончик карандаша, прибли­жая его к себе, а периферийным зрением наблюдайте за кругами, пока их не станет три, как показано на рисунке.

C. Держите ваши глаза скошенными на этом расстоянии и концентрируйтесь на центральном круге, опуская каран­даш вниз. При условии, что вы продолжаете скашивать гла­за и не сосредотачиваете их на странице, вы будете продол­жать видеть три круга. Если этот шаг слишком труден, то вам нужно дополнительно поработать над упражнениями «Сильное зрение» I и П. А пока переходите к шагу 2.

2. Держите таблицу «Сильное зрение III» на расстоянии, удобном для чтения, и скосите глаза до такой степени, чтобы два круга превратились в три, как показано ниже. Если вы скосите их слишком сильно, то два круга превратятся в четы­ре. Если у вас так и получилось, то расслабьте глаза так, чтобы получить три круга. Пока вы видите три круга, вы не отклю­чаете ни один ваш глаз.

3. После того как вы попробовали сделать шаги 1 или 2, при­ближайте книгу к лицу, пока таблица «Сильное зрение III» не окажется на расстоянии нескольких дюймов от вашего носа. Расслабьте глаза и смотрите сквозь страницу, пока два круга не превратятся в три. Если вместо этого вы получаете четыре круга, попробуйте переместить страницу немного дальше от себя, пока кругов не станет три. Как только вы получили три круга, сконцентрируйтесь на центральном круге и медленно отодвигайте книгу от себя, видя при этом три круга. Ваша цель здесь состоит в том, чтобы научиться видеть три круга на расстоянии, удобном для чтения, в то время как ваш взгляд устремлен на воображаемое место позади страницы, то есть вы смотрите как бы сквозь нее.

4. Чередуйте шаги 2 и 3, пока у вас не будет легко получаться три круга, либо скашивая глаза, либо смотря сквозь страницу. Ваша цель состоит в том, чтобы научиться получать три круга, поочередно то скашивая глаза перед книгой, то смотря сквозь книгу, при этом не пользуясь карандашом и не придвигая к себе книгу ближе, чем на расстояние, удобное для чтения. Да­же после того, как вы овладеете упражнениями «Сильное зрение» I и II, достижение этой цели может занять некоторое время, особенно если вы не знаете, как скашивать глаза, или не можете напрячь воображение, чтобы устремлять взгляд сквозь страницу в воображаемую точку позади книги.

Если вам все равно трудно скашивать глаза без помощи карандаша, вам нужно еще больше поработать над упражне­ниями «Сильное зрение» I и II. Однако, выполняя упражне­ние «Сильное зрение III», не тратьте все свое время, пытаясь скашивать глаза. После каждой попытки скосить их попро­буйте смотреть сквозь страницу.

Если вам все равно трудно смотреть сквозь страницу, заме­ните круги на таблице «Сильное зрение III» двумя монетами. Зажмите край одной монеты между большим и указатель­ным пальцами одной руки, а другой монеты — между боль­шим и указательным пальцами другой руки. Расположите мо­неты рядом, как круги на таблице. Держите их на расстоянии приблизительно один фут (30 см) от лица и смотрите сквозь них на обстановку в комнате, пока вам не станет казаться, что перед вами три монеты.

5. Как только вы сможете скашивать глаза так, чтобы у вас получалось три круга, причем без помощи карандаша, вы мо­жете использовать вместо таблицы две монеты:

A. Просмотрите сквозь монеты и превратите их в три.

B. Скосите глаза и превратите две монеты в три.

C.  По мере того как у вас будут легче получаться шаги А и В с монетами, почти касающимися друг друга, начинайте увеличивать расстояние между ними до тех пор, пока вы не сможете выполнять упражнение — глаза скошенные и гла­за, устремленные вдаль, — с монетами, которые находятся на расстоянии от дюйма (2,5 см) до полутора дюймов (4 см) друг от друга.

 

Сильное зрение IV

Освоив выполнение упражнения «Сильное зрение III» с дву­мя монетами и не пользуясь карандашом, переходите к упраж­нению «Сильное зрение IV» (см. стр. 107)1. Эта таблица усилива­ет восприятие глубины, которое вы тренировали с помощью уп­ражнения «Сильное зрение III». Выполните следующие шаги:

1. Держите таблицу «Сильное зрение IV» на расстоянии при­близительно 25 см от глаз. Смотрите сквозь два набора ова­лов, пока из них не получатся три. В среднем наборе овалов меньший из них, центральный овал должен казаться ближе, чем больший овал. Если центральный овал кажется меньшим, чем больший, значит, вы скашиваете глаза, а не смотрите вдаль. В этом случае попробуйте немного приблизить таблицу и потренируйтесь смотреть сквозь нее.

2. Скосите глаза и превратите два набора овалов в три. В сред­нем наборе меньший, центральный овал должен казаться не­много дальше, чем больший. Если центральный овал прибли­жается к вам, значит, вы смотрите на таблицу, не скашивая глаз. Воспользуйтесь карандашом, как вы, возможно, уже де­лали, выполняя упражнение «Сильное зрение III», когда ста­рались скосить глаза.

 

 

1 Трудно смотреть сквозь рисунок, изображенный на этой непрозрачной таблице. Если вы сделаете ее фотокопию на пластике, то вы сможете легче ее освоить.

3. Чередуйте шаги 1 и 2, пока не сможете легко заставить центральный овал казаться ближе или дальше. Если вам труд­но скашивать глаза, все равно продолжайте чередовать шаги 1 и 2. Если смотреть сквозь овалы трудно, а скашивать глаза легко, потратьте больше чем семь минут на то, чтобы попрак­тиковаться смотреть сквозь овалы.

4. Когда сможете с легкостью выполнять шаг 3, настройте гла­за так, чтобы видеть три овала, а затем попрактикуйте враще­ние таблицы «Сильное зрение IV», при этом сохраняя объем­ное изображение среднего овала. Если вам легче сохранять объемное изображение, скашивая глаза, а не глядя вдаль, то потратьте больше времени на вращение таблицы, одновре­менно смотря сквозь нее — так, чтобы центральный овал ка­зался ближе к вам.

 

Сильное зрение V

Освоив упражнение «Сильное зрение IV», вы готовы перехо­дить к упражнению «Сильное зрение V».

Начните с таблицы «Сильное зрение V» так же, как вы начи­нали в упражнении «Сильное зрение IV».

1. Представьте, что зрение у вас как рентген, и посмотрите сквозь страницу, чтобы получить три набора овалов. Заставьте три овала в середине казаться ближе к вам. Центральный овал сплошного черного цвета должен быть ближе всех, а овал среднего размера — чуть дальше. Самый большой овал должен быть дальше всех. Можно покачать таблицу, чтобы три овала казались как можно более выпуклыми. Если три на­бора овалов частично накладываются друг на друга, значит, вы недостаточно настроили глаза на то, чтобы смотреть вдаль.

2. Скосите глаза и получите три набора овалов. Теперь в сред­нем наборе центральный черный овал должен казаться даль­ше всех, а самый большой овал — ближе всех.

3. Чередуйте настройку глаз, смотря то вдаль, то скашивая их. Каждый раз, когда вы смотрите сквозь таблицу, то есть вдаль, центральный овал из среднего набора должен казаться ближе всех; и каждый раз, когда ваши глаза скошены, ближе всех должен быть самый большой внешний овал.

4. А теперь настало время включить одновременно широкое, глубокое и сильное зрение. Обычно, когда мы хотим разгля­деть какой-то предмет, мы автоматически «настраиваем» на­ши глаза на то расстояние, на котором, как мы предполагаем, предмет должен находиться. Например, если вы смотрите на кончик вашего пальца, вы направите оба глаза на кончик пальца. Если вы устремите взгляд на противоположную стену, вы настроите их так, чтобы смотреть именно туда. С помо­щью этого шага мы будем использовать эту связь, существую­щую в нашем мозге и помогающую нам настраивать наши глаза на то расстояние, на какое мы устремляем наш взгляд.

Смотрите сквозь таблицу «Сильное зрение V», пока не увидите три набора овалов, как вы делали в шаге 1. Сейчас ва­ши глаза фактически устремлены на воображаемую точку, на­ходящуюся от вас дальше, чем таблица. Если связь, сущест­вующая в нашем мозге, о которой мы только что говорили, функционирует, вы будете видеть средний, объемный набор овалов везде, куда «указывают» ваши глаза. Таким образом, поскольку ваш взгляд направлен дальше, чем фактически на­ходится страница книги, вы должны видеть все три овала из среднего набора плавающими в пространстве примерно на два или три фута выше настоящей страницы книги.

Чтобы увидеть, как овалы плавают в пространстве, вам нужно будет задействовать мышцы периферийного зрения, а также мышцы сильного зрения. Чтобы вам было легче вклю­чить боковое зрение и одновременно смотреть сквозь табли­цу, немного покачайте ее и одновременно удерживайте в по­ле зрения всю комнату. Сравните положение овалов относи­тельно других предметов в комнате. Попытайтесь увидеть центральный набор овалов плавающим там, куда устремлены ваши глаза, то есть на расстоянии нескольких футов дальше от вас, чем книга. Этого можно будет легче добиться, если вы сделаете фотокопию таблицы «Сильное зрение V» и выреже­те ее так, чтобы вы могли видеть пространство за ее краями.

5. Когда вы сможете смотреть сквозь страницу и видеть цен­тральный набор овалов плавающим на несколько футов даль­ше того места, где книга находится на самом деле, попытай­тесь сделать то же самое со скошенными глазами, как в ша­ге 2. Когда ваши глаза скошены, взгляд направлен ближе того места, где находится страница книги. Таким образом, если вы видите так же широко, как и глубоко, — и эта связь в вашем мозге функционирует, — вы увидите средний набор овалов плавающим в воздухе приблизительно на расстоянии на шесть или восемь дюймов ближе, чем на самом деле находится книжная страница. Чтобы увидеть овалы в этом положении, держите книгу правой рукой, а указательный палец левой ру­ки поместите перед глазами, приблизительно на шесть дюй­мов ближе к вам, чем страница книги. Устремив взгляд на па­лец, вы одновременно увидите за ним объемные овалы.

6. Когда вы наловчитесь смотреть сквозь книгу и видеть овалы дальше, а потом скашивать глаза и видеть овалы ближе, вам останется сделать еще один шаг. Настройте глаза так, чтобы видеть три набора овалов, как в предыдущих двух шагах. Дер­жите книгу обеими руками. Полностью вытяните руки. Опи­сывайте ими круг — против или по часовой стрелке. Выпол­няя эти круговые движения, держите нижний край книги па­раллельно полу. Вращая книгу по кругу, продолжайте видеть три набора овалов. Попеременно то скашивайте глаза так, чтобы средний набор овалов плыл по направлению к вам, то смотрите сквозь таблицу так, чтобы средний набор овалов уп­лывал от вас. Овладев этим шагом, можете считать себя экс­пертом по сильному зрению.

Все упражнения из серии «Сильное зрение» — с I по V — предназначены для того, чтобы увеличить выносливость ваших глаз. Кроме того, упражнения «Сильное зрение» I, IV и V долж­ны помочь вам видеть шире и глубже.

Легче всего выполнять упражнение «Сильное зрение I». Уп­ражнение «Сильное зрение V» заставит вас как следует потру­диться, но навык, достигаемый в результате овладения им, обяза­телен для всех, кого мы тренируем в нашем центре. Помните, если на любом шаге вы сталкиваетесь с какими-либо трудностя­ми, вернитесь к более ранним шагам или упражнениям. Не трать­те впустую время на шаг или упражнение, которое вы не може­те выполнить.

Даже если упражнение «Сильное зрение I» — единственное из пяти упражнений этой серии, которое вы делаете, вы все рав­но сможете увеличить выносливость и глубину вашего зрения. Из всех упражнений по фитнесу для глаз, предлагаемых в этой книге, упражнения серии «Четкое зрение» и «Сильное зре­ние» требуют наибольшего физического напряжения, и они же наиболее полезны и наиболее эффективны, когда вопрос касает­ся увеличения выносливости глаз.

Тренеры по фитнесу для глаз — более подробно мы погово­рим об этом в главе 11 — имеют в своем распоряжении множе­ство средств и методов укрепления мышц сильного зрения. Если упражнения в этой главе слишком трудны или не позволяют вам достигнуть желаемой выносливости глаз, тогда обязательно посе­тите врача, который одновременно является тренером по фитне­су для глаз. Вполне возможно, что вы страдаете каким-либо забо­леванием, связанным с мышцами глаз и требующим помощи специалиста.

Наши партнеры
ОБМЕН ССЫЛКАМИ



-

Rambler's Top100
материалы из книги DAVID COOK VISUAL FITNESS 7 MINUTES TO BETTER EYESIGHT AND BEYOND. Все права пренадлежат их владельцам.
All rights reserved. 2008-2009 © Копирование материалов из сайта разрешается только со ссылкой на этот сайт /
хиты: 37872
Программа для гтд узнать больше