Главная Новости Лучше быть врагом хорошего человека, чем другом плохого Контакты




смотреть




ГЛАВА 7

 

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ: СКОРОСТЬ. НАСКОЛЬКО БЫСТРОЕ У ВАС ЗРЕНИЕ?

Представьте, что ваш день стал бы в два раза длиннее. Тогда вы смогли бы посвящать в два раза больше времени чтению и сво­им увлечениям. У вас также было бы в два раза больше времени, чтобы прореагировать на подачу вашего партнера по игре в тен­нис. Причем вам не пришлось бы для этого жертвовать сном.

Просто дух захватывает от такой перспективы, не правда ли? А сейчас я хочу предложить вашему вниманию историю, напи­санную Паулем Фонтаном для журнала «Flying», вышедшего в августе 1945 года.

Во время Второй мировой войны выяснилось, что зачастую зрение солдат не соответствовало требованиям новых техноло­гий военного дела. Например, в августе 1942 года десантники со­юзников потерпели неудачу во время рейда по французскому побережью близ Дьепа. Было потеряно девяносто два самолета, причем шестьдесят из них были сбиты силами британской про­тивовоздушной обороны, которые не смогли достаточно быстро идентифицировать их собственные самолеты.

И это был вовсе не какой-то отдельный случай в условиях войны в воздухе, когда глаза солдат оказывались не в состоянии за долю секунды распознать, свой это или вражеский самолет. Подобные случаи исчислялись сотнями. Итальянцы, например, сбили своего собственного летчика-аса, генерала Бальбо.

Над разрешением этой проблемы работали ученые. В 1930-х годах доктор Сэмюэль Реншоу, профессор экспериментальной психологии из университета штата Огайо, изучал скорость вос­приятия зрительных образов у человека. Используя в своих экс­периментах тахистоскоп, инструмент, который на доли секунды показывает изображения, он доказал, что можно было обучить испытуемых идентифицировать число из девяти цифр, появляю­щееся перед глазами на сотую долю секунды. Одному из испытуемых под руководством Реншоу удалось увеличить скорость чтения с 350 до более чем 1000 слов в минуту.

С началом войны Реншоу модифицировал свой инструмент таким образом, чтобы на доли секунды показывать силуэты са­молетов. К 1942 году в военно-воздушном флоте США начали изучать методы тренировки глаз, разработанные Реншоу, и к концу войны тысячи офицеров, уже не только американских, но и британских, канадских и австралийских вооруженных сил прошли подготовку по этим методам. Многие из них научились распознавать силуэты самолетов за сотую долю секунды, тогда как до обучения им требовалось на это четверть секунды. Стаже­ры научились видеть не только быстрее, но и шире, поскольку методы обучения Реншоу развивали также и периферийное зре­ние.

Часто многие из тех, кто прошел обучение, отмечали, что оно положительным образом сказалось не только на их зрении, но также и на уровне интеллекта.

После войны Реншоу начал работать со многими из ведущих окулистов, которые обучали тому, что в этой книге мы называем «фитнесом для глаз». В результате разработанные им методики взяли на вооружение почти все тренеры, практикующие в этой области.

А как обстоит дело с быстротой зрительных реакций у вас? Представьте, что вы овладели способностью видеть быстрее и применяете ее, когда читаете, ведете машину или занимаетесь спортом. Насколько повысилось бы качество вашей жизни?

В главе, посвященной широте поля зрения, мы говорили о том, как умение замечать детали позволяет нам видеть больше. Например, возможность видеть выражение на лицах актеров позволяет получить большее впечатление от спектакля. Способ­ность видеть быстро точно так же расширяет восприятие окру­жающего нас мира.

Если мы можем улавливать информацию за полсекунды, то случившееся за четверть секунды ускользает от нашего сознания. Но если мы сможем воспринимать информацию за десятую до­лю секунды, то у нас будет больше чем достаточно времени, чтобы увидеть то, что промелькнуло за четверть секунды. Чем быстрее мы видим, тем больше мы видим. Способность видеть быстрее может также увеличить точность нашего зрения. Чем быстрее мы видим, тем больше у нас дополнительного времени, чтобы смотреть. Если мы можем уловить информацию за сотую долю секунды, то, когда мы ведем машину и имеем полсекунды, чтобы увидеть дорожный знак, мы можем несколько раз убедиться, правильно ли мы его распознали, прежде чем он исчезнет из виду.

Существует масса примеров преимуществ быстрой зритель­ной реакции. Профессиональный игрок в бейсбол, который дол­жен отбить мяч, летящий на него со скоростью сто миль в час, должен видеть быстро. Если мы читаем или работаем на компь­ютере, то чем быстрее мы можем видеть, тем быстрее мы мо­жем закончить работу или сделать больше. Когда мы ведем ма­шину, то чем быстрее мы видим, тем безопаснее поездка. На­пример, на дороге с двухсторонним движением машина, идущая по встречной полосе и заехавшая за разделительную линию, мо­жет оказаться в опасной близости к нам гораздо быстрее, чем са­мый быстрый мяч, который должен отбить профессиональный игрок в бейсбол. В такой ситуации реакция должна быть макси­мально быстрой.

Навыком видеть быстро можно овладеть. Возможно, у вас и нет необходимости распознавать вражеские самолеты, но если вы хотите видеть быстрее, чтобы это помогало вам при чтении, при вождении машины или занятиях спортом, то вам нужно бу­дет добавить в свой повседневный комплекс тренировки глаз уп­ражнения из серии «Быстрое зрение». Если вам хочется поско­рее овладеть этим навыком, вы можете заниматься этими уп­ражнениями столько времени, сколько хотите, потому что в отличие от упражнений из серии «Четкое зрение» и «Сильное зрение» они не утомляют глаза.

Если вы читаете эту книгу впервые и хотите получить общее представление об упражнениях из серии «Быстрое зрение», то переверните несколько страниц и взгляните на таблицы со стрел­ками, относящиеся к упражнению «Быстрое зрение II».

 

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ «БЫСТРОЕ ЗРЕНИЕ»

Тахистоскоп — инструмент для определения скорости зрения, который может использоваться и для тренировки зрения. Слово тахистоскоп было придумано в конце девятнадцатого века. Оно происходит от греческих слов, означающих «самый быстрый» и «цель». Вначале в этих инструментах использовались шторки, как в объективе фотоаппарата, чтобы на доли секунды показы­вать изображение. Позже для этой цели были разработаны спе­циальные компьютерные программы. Вы же с помощью этой книги сможете сами изготовить свой собственный простой та-хистоскоп из листа бумаги.

Сверните пополам лист обычной бумаги формата А4 так, что­бы у вас получился двухслойный лист размером примерно 21 см на 14,7 см. В середине листа ножницами вырежьте в обоих сло­ях прямоугольное окошко размером примерно 1 см в высоту и 6,5 см в ширину, как показано на рисунке. Если окошко будет нужного размера, то, когда вы наложите лист на ряд из семи цифр, изображенный ниже, он должен поместиться в нем цели­ком.

 

Теперь у вас есть тахистоскоп, и вы готовы начать тренировку быстрого зрения.

 

Быстрое зрение I

На следующих страницах вы найдете две колонки трехзнач­ных чисел. В первой колонке первое число — 527. Сначала распо­ложите лист с окошком выше этого числа, чтобы в правой его части было видно слово «трехзначные». Медленно двигайте бума­гу вниз, пока перед вами не проплывет число 527 и не покажет­ся промежуток между числами 527 и 394. Медленно перемещая лист, вы легко увидите, как в окошке проплывает число 527.

Положите книгу на стол. Если вы правша, держите ваш само­дельный тахистоскоп правой рукой, а левой удерживайте книгу неподвижно. Если вы левша, то тахистоскоп держите левой ру­кой, а правой — книгу.

Снова передвиньте окошко назад, так, чтобы видеть через него число 527. Потренируйтесь двигать окошко через число, по­степенно увеличивая скорость, — до тех пор пока вы не будете едва различать число, промелькнувшее перед вашими глазами. Хитрость, которую вам нужно освоить, состоит в том, что вы должны будете научиться перемещать тахистоскоп быстро, но останавливать его в промежутке между числами, чтобы их не пу­тать.

Научившись обращаться с вашим тахистоскопом, начинайте продвигаться вниз по первой колонке трехзначных чисел. Каж­дое ваше действие будет состоять из четырех шагов:

1. Настройка: Расслабьтесь. Включите периферийное зрение, чтобы видеть комнату по обе стороны от книги. Направьте глаза туда, где в середине окошка будут пробегать числа. Ва­ши глаза должны быть направлены в середину числа, а не на первую его цифру, иначе вы не сможете охватить взглядом крайние цифры справа — особенно когда числа в последую­щих упражнениях станут длиннее.

2. Вспышка: Высветите число, перемещая по нему окошко вниз.

3. Обработка информации: Пока число закрыто от вас бума­гой и окошко располагается прямо под ним, попытайтесь увидеть все цифры в уме и назвать это число вслух. Если вы не уверены, повторите шаг 2, пока не будете уверены точно. (Примечание: способность видеть картины в уме подробно рассматривается в главе 8 «Умное зрение». Если у вас все же не получается видеть цифры в уме, просто проговаривайте их про себя и продолжайте упражнение. Выполняя упражнение, вы должны осознавать в уме любые цифры, пробегающие пе­ред глазами. Вероятно, по мере продолжения тренировок вы сможете видеть больше цифр — особенно если вы расслаби­тесь. Вы узнаете об этом больше из главы «Умное зрение», ко­торая также поможет вам улучшить и быстрое зрение.)

4. Проверка: Проверьте, точно ли вы запомнили число, пере­двинув окошко вверх, чтобы число снова в нем показалось. Сравните то, что вы видите, и картинку, нарисовавшуюся у вас в уме — или цифры, которые вы проговаривали про себя, если воспроизводить в уме их изображение у вас не получает­ся. Возможно, вам будет удобно записывать цифры на листе бумаги после того, как они промелькнули у вас перед глазами. Тогда вы сможете сравнить написанное с тем, что появилось в окошке, когда вы снова надвинете его на цифры.

Выполните все эти четыре шага по каждому числу в обеих ко­лонках. Таким же образом проработайте числа в следующих двух колонках, начинающихся с числа 482. Повторяйте упражне­ние с трехзначными числами, стараясь увеличивать скорость прохождения окошка над числом, пока не можете правильно вспоминать каждое число после того, как оно показывалось у вас перед глазами всего на долю секунды. Если обнаружите, что уже запомнили эти числа чисто механически, тогда начните прохо­дить их, начиная с низа страницы.

Когда вы справитесь с трехзначными числами, научившись распознавать каждое из них после того, как оно очень быстро мелькнет перед вашими глазами, переходите к упражнению с четырехзначными цифрами на страницах 122 и 123. Работайте с ними, используя те же самые четыре шага. Пройдите через четы­рехзначные числа столько раз, сколько потребуется, пока вы не сможете распознавать их на самой большой скорости прохож­дения через них окошка, делая не больше одной ошибки на страницу.

Точно так же выполните упражнение с пяти-, шести- и семи­значными числами (см. стр. 124—131). Если трудно будет вспо­минать последние цифры, вспомните, что нужно удерживать внимание на средней цифре числа, а не на первой. Не забудьте также о том, что нужно настраиваться, то есть расслабиться и включить периферийное зрение.

Каждый раз, когда начинаете работать со страницей с более длинными числами, замедляйте скорость прохождения окошка через число, чтобы дать себе больше времени. Если после того, как вы раз или два прошли через более длинные числа, причем пробовали замедлять скорость, вы все равно не можете их пра­вильно определить, тогда вернитесь к предыдущему набору чи­сел. Продолжайте работать с ним, наращивая скорость, до тех пор, пока не будете готовы вновь вернуться к более длинным числам.

Можно легче запоминать длинные числа, если в уме разбить ряд на два коротких отрезка. Например, вместо того чтобы пытаться вспомнить число 315327, попробуйте вспоминать 315, а потом 327.

Чем дальше от себя вы держите книгу, тем меньше вам нуж­но будет задействовать периферийное зрение, чтобы увидеть все цифры сразу. Поэтому сначала можно держать книгу достаточно далеко от себя. А по мере совершенствования навыка можете больше открывать периферийное зрение и придвигать книгу ближе.

 

Быстрое зрение II

Выполняя упражнение «Быстрое зрение I», мы учились ви­деть быстрее и задавали себе вопрос «Что это?». Точнее говоря, мы спрашивали «Какое это число?». В упражнении «Быстрое зрение II» мы будем продолжать работать над скоростью, но бу­дем уже задавать вопрос «Где это?», а точнее, «Куда указывает эта стрелка?».

Сначала изготовьте новый тахистоскоп. Возьмите лист бумаги формата А4 и согните его пополам, как вы делали в прошлый раз. Но окошко в нем вырезать не надо.

Обратитесь к таблицам, на которых изображены ряды стре­лок, по три в каждом (№ 1— 3). Совместите край согнутого лис­та бумаги с верхним краем верхнего ряда стрелок. Быстро пере­двиньте бумагу вниз, чтобы открылся верхний ряд из трех стре­лок, а затем быстро сдвиньте ее вверх, чтобы он снова закрылся. Два быстрых движения: сначала вниз, затем быстро вверх.

Потренируйтесь двигать лист бумаги несколько раз на верх­нем ряде стрелок, пока у вас не получится выполнять это движе­ние легко и быстро, так чтобы стрелки оказывались в поле ваше­го зрения лишь на мгновение. Когда вы освоите новую технику высвечивания стрелок, вы будете готовы приступить к той же са­мой процедуре, состоящей из четырех шагов, которой вы уже пользовались в упражнении «Быстрое зрение I»:

1. Настройка: Положите лист бумаги так, чтобы его верхний край располагался выше верхней границы набора стрелок, с которым вы собираетесь работать. (Поскольку вы занимались только с первым рядом и знаете, как в нем расположены стрелки, расположите край листа бумаги ниже этого ряда.) Расслабьтесь. В то время как вы направляете взгляд туда, где, как вы полагаете, будет центр следующего ряда, включите ваше периферийное зрение и удерживайте с его помощью вид всей комнаты, а не только страницу книги.

 

 













2. Вспышка: Откройте следующий ряд — быстрое движение вниз и такое же быстрое вверх. И снова попробуйте напра­вить взгляд туда, где будет находиться центр ряда, а не сле­дить за тем, как движется лист.

3. Обработка информации: В уме попытайтесь нарисовать картинку из разнонаправленных стрелок. Можете сказать се­бе вслух, куда направлены стрелки, но при этом также пытай­тесь увидеть их картинку в уме. Увидев их в уме, можете их нарисовать.

4. Проверка: Если вы не уверены, что увидели их правильно, повторяйте шаги 1 и 2, пока не запомните, куда указывают стрелки. Тогда сдвиньте лист бумаги и задержите его там, чтобы проверить ответ.

Проработайте все ряды стрелок, затем поверните книгу вверх тормашками и повторите процесс. Таким образом вы получите в два раза больше вариантов для практики. Если обнаружите, что вам с первой попытки удалось правильно распознать направле­ние стрелок, попробуйте на секунду увеличить скорость движе­ния листа по ряду стрелок.

Когда сможете легко определять направление трех стрелок, высвечивая их так быстро, как можете, переходите к рядам из четырех стрелок. Если они покажутся вам слишком трудными, вернитесь к картинкам с тремя стрелками и работайте над ни­ми, пока не сумеете определить, куда направлены стрелки, чуть ли не с закрытыми глазами. Затем снова вернитесь к рядам с че­тырьмя стрелками, а потом таким же образом проработайте ря­ды с пятью и шестью стрелками на страницах.

Работая как с цифрами, так и со стрелками, вы будете делать следующие основные ошибки: 1) не будете смотреть в центр ря­да и 2) будете больше пользоваться центральным зрением, неже­ли периферийным, забывая о том, что нужно удерживать в поле зрения пространство комнаты вокруг книги. Включать перифе­рийное зрение станет совершенно необходимо, когда вы дойдете до упражнения «Быстрое зрение III».

Дополнительные шаги для тех, кто путает право и лево

Если вы всегда путаете, где правая, а где левая сторона, и вам приходится задумываться, когда вас просят повернуть направо или налево, то вам поможет процедура, разработанная доктором Робертом Пеппером из штата Орегон, которую мы вам здесь предлагаем.

1. Прежде чем начинать работать с предложенными вам ра­нее таблицами со стрелками (№ 1—12), попрактикуйтесь проходить таблицу № 4 следующим образом: положите книгу на стол и касайтесь каждой стрелки кончиком указательного пальца левой руки, а правой рукой в воздухе ведите в направ­лении, куда указывает стрелка, как будто этой рукой вы дири­жируете оркестром. Одновременно называйте вслух направ­ление этой стрелки (вниз, вправо или влево). Проработайте каждый ряд стрелок таким образом, левой рукой указывая место и широкими движениями правой руки имитируя дви­жение стрелки. Повторите этот процесс несколько раз, каж­дый раз увеличивая скорость, пока не сможете водить правой рукой и без запинки отбарабанить «вниз», «вправо» и «влево». Попробуйте установить определенный ритм и сохраняйте его, работая над всей таблицей.

2. Справившись с шагом 1, проработайте всю таблицу снова, но на этот раз, когда вы касаетесь стрелки кончиком пальца и ведете правой рукой, повторяя движение стрелки, называйте противоположное направление. Например, если стрелка ука­зывает вверх, ведите правую руку вверх, но говорите «вниз». Если стрелки указывают налево, ведите руку влево, а говорите «вправо». Если понятия «право» и «лево» еще не укоренились в вашем сознании, вы собьетесь и вынуждены будете вернуть­ся к шагу 1. Упорно продолжайте заниматься. Когда вы нау­читесь делать эти ошибки намеренно, то понятия «право» и «лево» отложатся у вас в сознании навсегда.

3. Наконец, вернитесь к тому, чтобы называть направления правильно, но правую руку ведите в противоположном на­правлении. Например, если стрелка указывает вверх, говорите «вверх», но руку ведите вниз. Если стрелки указывают влево, говорите «влево», а руку ведите вправо. Возможно, чтобы овладеть этими шагами, вам понадобится определенное время, и в конце концов от этих «вправо» и «вле­во» у вас уже из ушей пар пойдет и мозги начнут плавиться, но все же это легче, чем всю оставшуюся жизнь путать, где право, а где лево. К тому времени, как вы научитесь непринужденно вы­полнять шаги 1—3, вы уже сможете не задумываясь сказать, ка­кая у вас рука правая, а какая левая. Вы также уже нанесете серьезный удар по вашей непосбосности (простите, неспособно­сти) к чтению. Но для наших целей самое главное, чтобы вы бы­ли готовы успешно справиться с упражнениями «Быстрое зре­ние» II и III.

 

Быстрое зрение III

В этом разделе акцент делается одновременно на широком зрении и скорости распознавания знаков. Выполните это упраж­нение в точности так, как вы выполняли упражнение «Быстрое зрение II», но только пользуйтесь таблицами № 13—32.

Проработайте пять рисунков с тремя стрелками № 13—17, затем поверните книгу на 90 градусов и проработайте эти пять рисунков снова. Затем поверните книгу еще на 90 градусов, так, чтобы теперь она лежала вверх тормашками. Опять пройдите пять рисунков и еще раз поверните книгу на 90 градусов. Вра­щая книгу таким образом, вы получаете не пять, а двадцать ва­риантов расположения трех стрелок.

Каждый раз, когда перед вашими глазами открывается изо­бражение стрелок, попытайтесь запомнить его в уме, даже если вам при этом приходится проговаривать вслух, куда они направ­лены, чтобы лучше запомнить картинку. Когда вы станете уве­ренно распознавать направление на картинках с тремя стрелка­ми, повторите весь процесс вращения книги с изображениями четырех стрелок, затем пяти и шести — рисунки № 4—12.

Как и в упражнении «Быстрое зрение II», сначала вам, веро­ятно, придется высвечивать картинку несколько раз. Не забудьте только держать включенным периферийное зрение, чтобы кра­ем глаза видеть максимум пространства комнаты. Не забывайте также устремлять взгляд на центр каждого рисунка, чтобы вы могли видеть сразу все четыре угла рисунка.

Если вам не жалко бумаги, то для упражнения «Быстрое зре­ние III» лучше пользоваться несколькими половинками листа, которые вы будете двигать. Каждый раз пользуйтесь новым лис­том бумаги. Откройте на мгновение рисунок, затем положите листок снова на рисунок и карандашом нарисуйте на нем четы­ре, пять или шесть стрелок в правильных позициях и направле­ниях так, чтобы, если бы вы могли видеть сквозь бумагу, ваши нарисованные стрелки оказались точно на тех же местах, где на­ходятся стрелки, напечатанные на странице. Сделав это, сдвинь­те ваш рисунок и посмотрите, совпадает ли он с рисунком в книге. Возможно, вам придется высвечивать картинку несколько раз, чтобы положение стрелок запечатлелось в вашем сознании, но как только вы начнете рисовать, не сдвигайте бумагу и не подглядывайте, пока не закончите рисунок.

Во время тренировок выполняйте сразу три упражнения — «Быстрое зрение» I, II и III. Не пытайтесь овладеть упражнением «Быстрое зрение I», прежде чем перейти к «Быстрому зрению» II и III. Вместо этого чередуйте их. На первой тренировке делай­те «Быстрое зрение I», на второй — «Быстрое зрение И», на третьей — «Быстрое зрение III».  заниматься всеми тремя, пока не достигнете успеха. Сталкиваясь с препятствием, давайте задний ход.

Чтобы научиться легко выполнять упражнения «Быстрое зре­ние» I, II и III, вам может потребоваться время, особенно если вы тратите на тренировки быстрого зрения только семь минут в день.

Как я уже говорил, вы можете заниматься упражнениями се­рии «Быстрое зрение» столько времени в день, сколько хотите, потому что они не вызывают усталости глаз. Однако не отказы­вайтесь от других упражнений ради того, чтобы тратить все вре­мя на «Быстрое зрение». Это как если бы вы отказались от всех упражнений по бодибилдингу, кроме приседаний. Упражнения оказывают совокупный эффект, помогая вам воспринимать больше информации быстрее и с меньшими усилиями. Напри­мер, упражнения серии «Широкое зрение» и «Глубокое зрение» способствуют расслаблению, а умение расслабляться играет важ­нейшую роль в развитии способности создавать в уме образы. В следующей главе я представлю вам разработанные мной упраж­нения серии «Умное зрение», которые помогут, если вы испыты­вали трудности с упражнениями «Быстрое зрение» I, II и III.
































 

Наши партнеры
ОБМЕН ССЫЛКАМИ



-

Rambler's Top100
материалы из книги DAVID COOK VISUAL FITNESS 7 MINUTES TO BETTER EYESIGHT AND BEYOND. Все права пренадлежат их владельцам.
All rights reserved. 2008-2009 © Копирование материалов из сайта разрешается только со ссылкой на этот сайт /
хиты: 37873