Главная Новости Всегда важнее с кем ты, чем где ты Контакты

(10mb)

Содержание

§  Предисловие

§    Глава1

§    Глава2

§    Глава3

§    Глава4

§    Глава5

§    Глава6

§    Глава7

§    Глава8

§    Глава9

§    Глава10

§    Глава11

§    Глава12





смотреть




ГЛАВА 9

 

СЕДЬМОЙ УРОВЕНЬ: СПОРТИВНОЕ ЗРЕНИЕ. НЕ ОТРЫВАЯ ВЗГЛЯДА ОТ МЯЧА

Занятия спортом, так же как и чтение, требуют, чтобы наше зре­ние было одновременно четким, широким, глубоким, сильным, быстрым и умным. Безусловно, для успеха на спортивной пло­щадке важны сила, скорость, проворство и хорошая координация тела, но именно глаза руководят движениями тела, при ко­торых требуется проявлять все эти качества.

Поскольку я тренер по фитнесу глаз, а не теннисист или голь-фист, я не собираюсь учить вас премудростям игры. Оставим это профессионалам. Наша цель — натренировать ваши глаза так, чтобы, когда вы будете заниматься у этих профессионалов, вы смогли бы в полной мере воспользоваться полученными от них знаниями.

Для того чтобы достичь отличных результатов в спорте, ваша техника должна быть доведена до такого совершенства, чтобы движения выполнялись бессознательно. Если вы будете думать о том, из каких движений должен состоять ваш удар, вы не попа­дете в цель. Техника совершенствуется с практикой. То же самое справедливо и для пользования глазами. Время, потраченное на фитнес для глаз, с лихвой возместится вам на корте или игровой площадке. Во время игры они будут работать эффективно сами собой, без участия вашего сознания.

Прежде чем мы начнем тренировать ваши мышцы спортив­ного зрения, давайте посмотрим, как на ваши занятия спортом повлияют другие виды зрения.

Даже если вы не интересуетесь спортом, новые качества ва­шего зрения положительно скажутся на вашей координации. Они сделают ваши движения легкими и непринужденными, а водить машину вы станете не в пример увереннее, чем раньше, да и безопасность вашей езды также значительно возрастет.

 

Четкое зрение

Легенда бейсбола Тэд Уильямс утверждал, что, отбивая мяч,    • он мог видеть швы на материале, из которого он сделан. Учиты­вая его репутацию как игрока, у нас нет причин сомневаться в его словах.

В спорте способность видеть детали помогает занять более выгодную позицию, точно выбрать скорость и направление. Ко­гда вратарь четко видит ярлык на мяче, он с большей вероятно­стью поймает его, чем когда он видит просто летящий мяч. Если мы видим швы на теннисном мяче, мы с большей вероятностью сумеем ударить по нему точно серединой ракетки. Хорошее зре­ние (или отличные контактные линзы) — важные составляющие успеха в спорте.

Заметьте, что я сказал «контактные линзы», а не «очки». Тому есть причина. Линзы очков не обеспечивают правильной карти­ны, когда мы смотрим вбок от их центра. Если вы близоруки — плохо видите вдаль — и посмотрите на летящий мяч через верх­нюю часть линз, то вам покажется, что он летит на вас по более низкой траектории, чем на самом деле. Если вы посмотрите че­рез нижнюю часть линз, то вам покажется, что мяч выше, чем на самом деле. Единственный способ получать правильную инфор­мацию относительно положения какого-либо предмета, когда вы носите очки, — это смотреть в самый центр линз. Для этого требуется поворачивать не глаза, а голову, что, во-первых, неэф­фективно, а во-вторых, может нарушить равновесие.

Как мы узнали из главы «Четкое зрение», когда дело касается разглядывания мелких деталей, иметь здоровые глаза — это только начало. Тэд Уильямс, обладавший прекрасным зрением, писал в автобиографии: «Конечно, я знал, что у меня отличное зрение, но не сверхвыдающееся. Многие люди имеют зрение 20/10. Причина, почему я так хорошо видел, заключалась в том, что я сосредотачивался на процессе видения. Я очень хотел ви­деть вещи четко. Я специально тренировал себя на это. Вопрос был в дисциплине, а вовсе не в суперзрении».

Интуитивно Уильяме знал, что дело заключалось не в его гла­зах, а в том, как он пользовался ими. Именно это сделало его луч­шим из лучших нападающих в истории бейсбола. Примечатель­но, что он часто использовал слова «сосредоточен» и «настойчи­во», когда писал о том, как он использовал свои глаза. Если вы хотите увидеть такую же интенсивность и настойчивость, какую проявляет звезда современного спорта, взгляните на фотографии в книге Тайгера Вудса «Как я играю в гольф». Его глаза устремле­ны на мяч более пристально, чем ракеты, наведенные на цель. Ваши мышцы четкого зрения управляют не только вашим взгля­дом, но и решимостью видеть на любом расстоянии. Если вы хо­тите улучшить свои спортивные достижения, упражнения серии «Четкое зрение» помогут вам достичь предела ваших зрительных возможностей.

 

Широкое зрение и глубокое зрение

Периферийное зрение и восприятие глубины так же важны для занятий спортом, как и четкое зрение. В баскетболе, напри­мер, широкое зрение обязательно. И Майкл Джордан, и Мэд-жик Джонсон имели такой широкий обзор, что, казалось, у них есть еще одна пара глаз на затылке. Широкое зрение важно и в других видах спорта. В гольфе, например, умение оценить поле включает в себя не только способность четко видеть направле­ние роста травинок, оно требует достаточно широкого и глубо­кого зрения, чтобы воспринимать и более обширные формы. Иг­рок в гольф, который может объединять центральное и перифе­рийное зрение, обладает явным преимуществом. Широкое зрение и глубокое зрение действительно являются ключевыми компонентами при коротких ударах.

Точно так же в парном теннисе большой зрительный обзор позволяет мгновенно оценить положение партнера по игре и противников, не отрывая взгляда от мяча. В то же время глубо­кое зрение позволяет нам точно определять положение мяча при высоких и низких подачах и отбивать их в пределах линии. Даже когда игрок в отличной спортивной форме, если у него дряблые мышцы глубокого зрения, ему будет трудно выполнять самому и отбивать верхние подачи. Такие игроки должны будут скорее играть у основной линии, чем у сетки, где им придется больше напрягать глаза. Проблемы с широким и глубоким зре­нием могут помешать даже игроку, прекрасно владеющему тех­никой игры.

 

Сильное зрение

Знаменитый баскетболист Билл Расселл однажды признался писателю Джону Макфи: «Секрет точного попадания — это кон­центрация». Там, где речь идет о концентрации, сильное зрение требуется не меньше, чем четкое зрение.

Координация глазных мышц при сильном зрении требуется, когда вы смотрите вдаль и когда вы смотрите на близком рас­стоянии. Координация на близком расстоянии позволяет кон­центрироваться во время чтения (при условии, что вы не при­выкли полностью игнорировать информацию, поступающую через один глаз). В спорте координация требуется, чтобы кон­центрировать взгляд на среднем и далеком расстояниях. Игрок в теннис с недостаточно развитым сильным зрением будет играть непоследовательно и терять концентрацию на последних сетах игры. Игрок в гольф, которому требуется тренировать мышцы сильного зрения, будет уставать на последних лунках. Когда мы читаем книгу, длительная концентрация требует не только раз­витых мышц сильного зрения, но и хорошего знания языка, на котором написан текст. Когда дело касается спорта, второй из этих факторов роли не играет. А вот сильное зрение в спорте яв­ляется ключом к сохранению концентрации и эффективности, особенно когда игра длится долго.

 

Быстрое зрение

Насколько быстрые зрительные реакции у знаменитых спорт­сменов? Один из самых замечательных баскетболистов всех вре­мен — Джерри Уэст — вносит ясность в этот вопрос. Эндрю Ку­пер, автор книги «Самозабвенная игра» («Playing in the Zone»), приводит его слова, относящиеся к тому периоду его жизни, ко­гда он ушел из большого спорта и стал тренером. «Многие игро­ки, — говорит Джерри Уэст, — объясняют свои ошибки тем, что на площадке все происходит так быстро, что они не успевают ус­ледить за ситуацией... Но когда играл я, мне казалось, что все происходит в замедленном темпе. Я мог видеть, что происходит, и предугадать, как пойдет игра».

Описание такого же феномена Купер обнаружил в автобио­графической книге Билла Расселла «Второе дыхание» («Second wind»). Расселл писал: «Это было так, словно мы играли в замедленном темпе... Я почти ощущал, как пойдет игра и куда будет направлен следующий удар противника».

Быстрое зрение играет не менее важную роль в бейсболе и теннисе. В играх команд высшей бейсбольной лиги бывают мо­менты, когда мяч летит со скоростью до ста миль в час. В про­фессиональном теннисе при подаче мяч может лететь даже бы­стрее. При такой немыслимой скорости остаются лишь доли се­кунды для того, чтобы увидеть мяч и успеть отбить его. Игрок, способный увидеть предмет за сотую долю секунды, имеет тыся­чекратное преимущество перед своим противником, когда нуж­но отбить мяч в бейсболе или теннисе. В теннисе быстрое зрение вкупе с глубоким зрением позволяет игроку оказаться точно в том месте площадки, где окажется мяч в следующую долю се­кунды, и успеть отбить его. А тот игрок, который не успевает во­время, даже если у него хорошая физическая форма, явно нуж­дается в тренировке глаз.

 

Умное зрение

Как мы узнали из прошлой главы, способность к визуализа­ции — это еще один ключ к успеху в спорте. В книге «Игра в теннис в уме» («The Inner Game of Tennis») В.Тим Галлви опи­сывает игру, в которой «образы лучше, чем слова», где «видение и визуализация заменяют вредную болтовню в уме». Джон Ян-делл в книге «Визуальный теннис» («Visual Tennis») также пи­шет: «Простой факт состоит в том, что в теннисе все происходит слишком быстро, чтобы можно было думать об этом словами. Но картины могут проноситься у вас в уме с той же быстротой, с какой ваше тело движется на корте».

Янделл пишет, что было проведено более шестидесяти иссле­дований, в результате которых оказалось, что от 85 до 95 про­центов высококлассных спортсменов в той или иной форме пользуются визуализацией во время тренировок. Например, пе­ред игрой знаменитый теннисист Панчо Гонзалес обычно сидит в раздевалке и визуализирует движения, с помощью которых он сможет одержать верх над своим противником. Суперзвезда Джон Макенрой говорит об этом так: «Иногда во время сорев­нований у меня в уме мгновенно проносится картинка, как я бу­ду бить по мячу, непосредственно перед самим ударом». Это описание очень похоже на то, как Джерри Уэст и Билл Брэдли говорят о своей способности «видеть заранее» в самом разгаре игры.

Вот что пишет Тайгер Вудс о визуализации: «Я уверен, что мое воображение — это мое самое сильное оружие. Это своего рода внутреннее видение, которое позволяет мне видеть вещи, недос­тупные глазам других людей. В особенно трудных ситуациях я вижу, как будет лететь мяч после удара и куда он покатится по­сле приземления. Эти моменты играют важнейшую роль в игре. Часто именно от них зависит успех или неудача. Они надолго ос­таются у меня в памяти и помогают мне играть в дальнейшем».

Видите ли вы себя в воображении уже победителем или мыс­ленно прокручиваете ход игры, вы должны держать ваши мыш­цы Умного зрения в тонусе, если хотите показать лучшее, на что вы способны, в любом виде спорта.

 

Спортивное зрение

Как видите, если вы хотите добиться успеха в спорте, вы должны тренировать мышцы, отвечающие за все виды зрения, о которых мы уже говорили.

Остался еще один момент. А как насчет тех видов спорта, ко­торые требуют иных навыков, нежели все те, что мы уже обсу­дили?

Кроме расстояния, существует еще одно важное различие ме­жду спортом и чтением. При чтении и читатель, и книга в боль­шинстве случаев находятся в неподвижном положении. За ис­ключением молодых людей, которые все еще могут похвастаться избыточной энергией и читают на ходу, или людей более стар­шего возраста, чьи слишком маленькие бифокальные очки за­ставляют их во время чтения поворачивать голову, единственное, чем нужно двигать при чтении большинству из нас, это глазами, чтобы водить ими по тексту, и руками, чтобы переворачивать страницы.

Иногда то же самое относится и к спорту, а иногда и нет. В гольфе, например, в момент удара и мяч, и голова игрока не­подвижны или почти неподвижны. А в теннисе и мяч, и игрок находятся в движении. И вот здесь обязательно требуется спо­собность сохранять равновесие, не отводя при этом взгляда от мяча. Также при этом необходимо пользоваться глазами, чтобы направлять движения рук и тела. В спортивных играх с мячом игрок должен полагаться на тренированность своих глаз, чтобы ответить одновременно на два вопроса: «Где — мяч? И где я?» Второй вопрос заключает в себе еще один: «Где мои руки?»

 

КООРДИНАЦИЯ ГЛАЗ И РУК

С помощью термина «координация глаз и рук» невозможно описать процесс, когда, для того чтобы поймать мяч, требуется задействовать глаза. Дети долго учатся пользоваться руками с по­мощью глаз. Глядя на младенцев, создается впечатление, что они видят ртом: они тащат в него все, что попадется им в руки. И лишь спустя какое-то время мы учимся координации движе­ний глаз и рук. Сначала наши руки случайно на что-то натыка­ются; и лишь потом этот предмет обследуется глазами, то есть создается тип координации «рука—глаз». По мере нашего роста в этой паре на первое место выходят глаза. Сначала мы обследу­ет ими предметы, и лишь потом наши руки подтверждают, что наши глаза не ошиблись. Наконец, обычно где-то в возрасте вось­ми лет глаза окончательно занимают главенствующее место. На­чиная с этого момента мы уже точно знаем, что видим, не при­бегая к помощи рук.

Как правило, мы уже не возвращаемся к прежнему уровню, разве что глаза нас подведут. Ребенок, который учится читать, скорее всего помогает себе пальцем, чтобы водить им по строч­кам. Такое поведение нормально. То же самое справедливо и для взрослых. Напрягите немножко ваши мышцы Умного зрения и вспомните, когда в последний раз вы пришли в магазин тканей и увидели незнакомую ткань. Если я не ошибаюсь, вашим первым побуждением было прикоснуться к ней. Второй раз этого уже не требовалось; теперь вы могли чувствовать эту ткань глазами.

Во всяком случае, тренеры по фитнесу для глаз не жалуют термин «координация рук и глаз», поскольку он предполагает, что руки руководят глазами. Возможно, он уместен примени­тельно к ребенку, который учится читать, водя пальцем по строч­кам, но вовсе не подходит к ситуации, когда мы ловим мяч. Если бы руки руководили глазами, мяч скорее всего ударил бы нам в грудь, но никак не очутился бы у нас в руках. В спорте именно глаза играют ведущую роль. Если футболист медлит, делая пере­дачи, говорят, что у него «плохие руки», но проблема не в руках, а в плохой тренированности его глаз. Поэтому тренеры по фит­несу для глаз говорят «координация глаз и рук», а не «рук и глаз».


РАВНОВЕСИЕ

Чтобы убедиться в том, как равновесие связано с тренирован­ностью глаз, проведите следующий опыт:

1. Удерживайте равновесие, стоя на одной ноге. Оцените, на­сколько вам это легко или трудно.

2. Стоя на одной ноге, закройте глаза и посмотрите теперь, насколько хорошо вам удастся сохранить равновесие.

Как вам было легче балансировать, с открытыми или с закры­тыми глазами? Разница, которую вы почувствовали, дает вам не­которое представление о связи между глазами и равновесием.

Наше зрение и равновесие связаны также и другим образом. В главе 4 я просил вас потренироваться включать периферийное зрение. Давайте посмотрим, как пристальное зрение и широкое зрение связаны с равновесием. Попробуйте провести еще один опыт:

1. Стоя на одной ноге, включите широкое зрение. Уголками глаз посмотрите на комнату, где находитесь, стены, пол и по­толок. Насколько трудно вам сохранять равновесие при этом?

2. Продолжая стоять на ноге, пристально посмотрите на ка­кой-нибудь маленький предмет перед вами: деталь на карти­не или календаре, винтик в выключателе. Другими словами, максимально сузьте поле зрения. Что произойдет с вашим равновесием?

Повторите этот опыт несколько раз, пытаясь сохранять рав­новесие и включая при этом то широкое, то пристальное зрение.

Если вам успешно удалось чередовать периферийное и при­стальное, или центральное, зрение, вы обнаружите, что когда вы расслабились и смотрели на комнату уголками глаз, то вам уда­валось лучше сохранять равновесие. Когда же вы сужали поле зрение и сосредотачивались на крошечной точке, поддерживать его было труднее.

Двадцать процентов нервных волокон, идущих от глаз в мозг, не вносят вклад в тот процесс, который мы обычно называем зрением. Эти волокна заняты тем, что обеспечивают координа­цию глаз, тела и равновесия. То, что вы можете управлять этой координацией, чередуя периферийное и центральное зрение, до­казывает, что ваше равновесие зависит не только от зрительного аппарата, но и от вашего умения им пользоваться. Другими сло­вами, умение поддерживать равновесие связано с тренированно­стью ваших глаз.

 

НЕ ОТРЫВАЯ ВЗГЛЯДА ОТ МЯЧА

До сих пор мы рассматривали и координацию между глазами и руками, и равновесие как часть спортивного зрения. Теперь давайте рассмотрим, возможно, наиболее важный его компо­нент. Гуру самосовершенствования просят нас «визуализировать», но не могут сказать, как это нужно делать. Так и спортивные тренеры просят своих учеников не отрывать взгляда от мяча, но не могут рекомендовать комплекс тренировок для улучшения этого навыка.

 

Скачкообразные движения глаз

Игроки используют несколько типов движений, чтобы удер­живать взгляд на мяче. Например, в упражнениях серии «Глубо­кое зрение» я просил вас быстро переводить взгляд от одного уг­ла комнаты к другому. Совершая такое движение, глаза резко дергаются из стороны в сторону. Движения эти произвольны, то есть вы можете совершать их по своему желанию, в том числе и когда переводите взгляд из одного угла комнаты в другой.

Скачкообразные движения имеют свои преимущества. С од­ной стороны, это быстрые движения. С другой — в момент, ко­гда мы их совершаем, мы игнорируем все, что в этот момент по­падает в поле нашего зрения. Совсем другое дело, когда мы пово­рачиваем голову. Можете проверить это на себе. Не поворачивая головы, быстро скакните взглядом от первого к последнему сло­ву любой строчки на этой странице и обратно. Теперь повторите это движение, но вместо того, чтобы переводить глаза, поверни­те голову. Отметьте, как при повороте головы шрифт словно на­чинает двигаться в противоположном направлении, когда же вы совершаете движение только глазами, шрифт стоит на месте. Та­кая устойчивость — результат того, что во время скачка глаз вы блокируете кажущиеся движущимися образы, попадающие в поле зрения. Читатели, вынужденные двигать скорее головой, чем глаза­ми — либо из-за дефекта в механизме движения глазных яблок, либо из-за плохо сделанных бифокальных очков, либо из-за того, что держат книгу слишком близко к глазам, — испытывают боль­шие неудобства. То же самое относится и к спортсменам. Когда Тайгер Вудс посылает мяч, его голова неподвижна, как у сфинкса.

 

Следящие движения глаз

Когда мы ищем глазами мяч, мы делаем ими скачкообразные движения, а когда мы должны не отрывать взгляда от мяча, мы должны делать глазами движения уже другого типа. Управляют этими движениями другие отделы мозга. Один из таких типов движения глазами называется следящим, потому что в этот мо­мент глаза «преследуют» или следуют за перемещающейся це­лью. Следящие движения выполняются плавно, а не скачкооб­разно, при условии, что цель также движется плавно и не слиш­ком быстро. Главное здесь, что глаза сосредоточены на объекте и следуют за ним. Если нет движущейся цели, за которой нужно следовать, то и глаза не совершают следящих движений.

Если объект движется слишком быстро, ускользая от взгляда, то мы используем скачкообразные движения, чтобы вновь сосре­доточить на нем взгляд.

Чтобы испытать этот тип движения глаз на себе, полностью вытяните руку. Сожмите кулак, но большой палец оставьте тор­чащим, как будто вы подаете кому-то знак «все отлично!». В та­ком положении описывайте рукой круги в воздухе, не прибли­жая ее к лицу. Во время движения руки сосредоточьте взгляд на большом пальце. Пока вы не отведете взгляд от большого пальца, вы совершаете глазами следящие движения.

Теперь, когда вы на себе испытали, что такое следящие дви­жения глазами, давайте проведем еще два опыта, которые дадут вам лучшее представление о том, какую роль такие движения глаз играют в спорте.

После завершения курса тренировки глаз спортсмены часто отмечают, что во время игры мяч, как им кажется, теперь не движется с такой скоростью, как раньше, или говорят, что те­перь у них стало больше времени, чтобы увидеть его. Отчасти та­кие перемены в восприятии являются результатом тренировки быстрого зрения. А отчасти причина заключается в чем-то другом. Для того чтобы понять, что же представляет собой это «что-то», проведите следующий опыт:

1. Перемещайте вытянутую руку с поднятым большим паль­цем, как вы уже делали. Постепенно увеличивайте скорость вращения рукой, не отрывая взгляда от большого пальца. Осознайте, насколько четко вы видите большой палец и на­сколько быстро, по-вашему, он движется.

2. Продолжая совершать рукой вращательные движения на той же скорости, отведите взгляд от большого пальца и по­смотрите прямо вперед на какое-нибудь место в противопо­ложном конце комнаты. Осознайте, насколько быстро, как вам кажется, палец движется теперь каждый раз, когда он пересекает линию вашего взгляда. Осознайте, каким он вам видится теперь — словно какое-то пятно.

3. Снова, не меняя скорости движения большого пальца, со­средоточьте взгляд на вращающемся пальце. Отметьте, что те­перь, когда вы снова четко видите большой палец, его ско­рость как будто бы снизилась.

Это превосходная демонстрация того, почему тренеры реко­мендуют нам удерживать взгляд на мяче. При этом скорость мя­ча словно бы снижается и у нас получается больше времени, что­бы поймать или отбить его.

Тренеры в футболе часто просят защитников сосредотачи­ваться на бирке мяча, а не просто смотреть, как летит мяч. Как уже говорилось выше, Тэд Уильямс искал глазами швы на мяче; так же поступают и многие теннисисты-профессионалы. Такая концентрация на деталях мяча гарантирует, что глаза действи­тельно устремлены на мяч. Чтобы испытать это на себе, проведи­те такой опыт:

1. Откройте эту книгу на таблице, которой вы пользовались для проверки ближнего зрения в главе «Четкое зрение». Дер­жите книгу двумя руками, чтобы она оставалась открытой на странице с таблицей.

2. Начинайте медленно вращать книгу кругами, почти так же, как вы вращали большим пальцем в предыдущем опыте. Уст­ремите взгляд на нижнюю строчку таблицы и постарайтесь четко ее увидеть.

3. Постепенно увеличивайте скорость вращения, продолжая удерживать взгляд на нижней строчке. Отметьте, что, как только вы отрываете взгляд от таблицы, строчки моментально сливаются в одно пятно. И только если вновь сосредоточить взгляд на таблице, они снова видятся четко.

Проведя этот опыт, вы в какой-то степени измерили динами­ческую остроту вашего зрения, то есть того, насколько четко вы можете видеть движущиеся объекты. Во время обычной провер­ки зрения у врача буквы на проверочной таблице не двигаются. Хотя стационарная проверка отлично годится для того, чтобы выписать очки, динамическая проверка гораздо лучше показыва­ет, насколько хорошо мы умеем пользоваться глазами. Она явля­ется лучшим индикатором тренированности наших глаз. К со­жалению, обычно окулисты не используют такой вид проверки при осмотрах.

 

Сходящиеся и расходящиеся движения глаз

Кроме скачкообразных и следящих, существует и третий тип движения глаз. Во время тренировок сильного зрения мы пере­водили глаза с близких на далекие объекты и наоборот. Такие движения — когда глаза то сходятся к носу, то расходятся — мы называем сходящимися и расходящимися.

В отличие от скачкообразных движений, которые мы можем выполнять произвольно, и следящих, выполняемых рефлекторно, этот вид движений глаз может выполняться и произвольно, и рефлекторно. Если мы хотим перевести взгляд с далекого объек­та на близкий, мы произвольно заставляем глаза сходиться. Если мы следим за объектом, например, за мячом, который прибли­жается к нам, то тогда начинают срабатывать рефлексы, помогая нам удерживать этот объект в фокусе. Поскольку при воспри­ятии перспективы на мяче должны быть сосредоточены оба гла­за, в спорте очень важны именно сходящиеся и расходящиеся движения глаз. И теннисист, и гольфист — оба они должны точ­но настроить свои глаза, чтобы выполнить длинный или корот­кий удар по мячу. Приведенные ниже упражнения помогут вам лучше сохранять равновесие, улучшить координацию рук и глаз, не говоря уже о вашей способности концентрировать взгляд на мяче.

 

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ «СПОРТИВНОЕ ЗРЕНИЕ»

Спортивное зрение I

Это упражнение оказывает почти такой же эффект, как упраж­нения серии «Широкое зрение», в том смысле, что при его вы­полнении мы вынуждены сочетать центральное (пристальное) и периферийное (расслабленное) зрение. Упражнение «Спортив­ное зрение I» состоит из семи шагов:

1. Займите устойчивую позицию, ноги расставьте чуть шире ширины плеч. Встаньте на расстоянии нескольких футов от противоположной стены, так же как вы делали при выполне­нии упражнений серии «Глубокое зрение». Прикройте левый глаз ладонью левой руки. Вытяните правую руку — так, чтобы кулак с выставленным вверх большим пальцем оказался на расстоянии приблизительно от шестнадцати до двадцати дюй­мов (40—50 см) от вашего лица.

2. Не отводя взгляда от большого пальца, совершайте всей правой рукой вращательные движения, описывая круги диа­метром один фут (30 см). Медленно сделайте несколько обо­ротов по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Вращая рукой, попытайтесь сосредоточить внимание на ног­те большого пальца. Осознавайте моменты, когда ваше вни­мание или взгляд отвлекается от большого пальца, так что вам приходится усилием воли восстанавливать его. Если в ка­ком-то месте воображаемой окружности вы все время теряе­те концентрацию — скажем, там, где воображаемая часовая стрелка указывает на три или пять часов, — то потренируй­тесь поводить рукой через этот участок несколько раз, пока вы не сможете проходить через него, не ослабляя концентра­ции внимания.

3. По мере того как ваша концентрация и способность не те­рять из виду объект (что по сути одно и то же) будут улуч­шаться, включайте периферийное зрение — продолжая смот­реть на большой палец — и осознайте углы, где сходятся сте­ны, пол и потолок.

4. Потренировавшись минуты две с правым глазом, переходи­те к тренировке с другим глазом. Прикройте правый глаз ладонью правой руки и совершайте круговые движения левой рукой, следя за большим пальцем, но теперь уже левым глазом. Опять отслеживайте участки, где вы теряете концентрацию на большом пальце и вынуждены волевым усилием восста­навливать ее. По мере того как ваша способность концентри­роваться на пальце будет улучшаться, открывайте периферий­ное зрение и осознайте окружающее пространство, потолок, пол и стены, не отрывая взгляда от ногтя большого пальца. Отметьте, каким глазом вам труднее пользоваться, и в даль­нейших тренировках уделяйте ему немного больше времени, чем тому глазу, с которым у вас получается лучше.

5. Потренировавшись приблизительно две минуты с левым глазом, откройте оба глаза. Вращайте вашей ведущей рукой. Начните с того, что сосредоточьте внимание на ногте большо­го пальца, но постепенно — не теряя на нем концентрации — переводите внимание на стены и осознайте стену за вращаю­щейся рукой и пространство между вами и большим пальцем и между большим пальцем и стеной. Тренируйтесь так в те­чение приблизительно двух минут. Пытайтесь открывать пе­риферийное зрение до тех пор, пока не сможете следить за большим пальцем без того, чтобы вам не казалось, что стена на заднем плане движется. Чем большее пространство вы смо­жете увидеть, тем более устойчивой будет стена.

6. По мере того как улучшается ваша способность сохранять концентрацию на большом пальце и одновременно держать в поле зрения стены и пространство, измените позу следую­щим образом: поставьте стопы не параллельно друг другу, как сейчас, а правую перед левой, как будто вы идете по натяну­тому канату. Чтобы сохранять равновесие в такой позе, вам нужно будет действительно открыть периферийное зрение и осознавать пространство вокруг себя. Если вам трудно удер­живать равновесие, поставив ступни в одну линию, то при­ближайтесь к такой позе постепенно. То есть выдвиньте одну ступню вперед, но оставьте между ней и боковой стороной другой ступни расстояние приблизительно в одну или две ширины ступни. Если вы будете смотреть на большой палец слишком пристально и не будете включать боковое и глубо­кое зрение, то потеряете равновесие. В такой позе (ступни в одну линию) вы должны будете описывать круги рукой очень медленно, по крайней мере в начале тренировок.

7. Повторите шаг 6, но на этот раз с выдвинутой вперед левой ступней.

Если вам трудно выполнять какой-то из этих шагов, то, преж­де чем переходить к следующему упражнению, вернитесь к пре­дыдущему шагу или более ранней части шага, до тех пор пока вы действительно не научитесь хорошо выполнять это упражнение. Для того чтобы пройти эти семь шагов, вам может потребовать­ся несколько недель или даже месяцев. Просто помните, что у вас все обязательно получится. Во время каждой тренировки за­нимайтесь попеременно с каждым глазом отдельно и с обоими.

 

Спортивное зрение II

Это упражнение похоже на предыдущее, но за одним важ­ным исключением: вместо того чтобы следить за большим паль­цем, вы будете следить за изображением на таблице «А» для тре­нировки ближнего зрения в конце главы 3.

1. Начинайте так же, как вы делали в шагах 1 и 2 из упражне­ния «Спортивное зрение I», но, вместо того чтобы вращать рукой с выставленным большим пальцем, вращайте перед со­бой таблицу.

2. Вращая таблицу, читайте строчки. Начните медленно. От­мечайте, теряете ли вы концентрацию, то есть теряете ли вы место на таблице, которое читаете, или буквы сливаются, или взгляд соскальзывает с таблицы, и вам нужно снова возвра­щать его на буквы. Если вы немного уменьшите диаметр ок­ружности, можете делать это упражнение в очках для чтения, которые вы обычно носите. Если вы не слишком близоруки, можете немного приблизить таблицу и делать упражнение без очков. Но если вы носите бифокальные очки, маловероят­но, что вы будете видеть в них достаточно пространства, что­бы описывать большие окружности. В этом случае вам нужно будет снять очки и пользоваться таблицей для тренировки дальнего зрения в конце главы З.Там достаточно большие бу­квы, чтобы вы могли их разглядеть без очков.

3. Потренируйтесь с таблицей «А» правым глазом, левым гла­зом и обоими глазами. Сначала отработайте точность зрения, затем скорость, а затем потренируйтесь включать перифе­рийное зрение, не снижая точности и скорости.

4. Тренируйтесь до тех пор, пока не будете четко видеть таб­лицу обоими глазами, быстро ее вращая. Одновременно осоз­навайте пространство между вами и стеной и между вами и таблицей. По мере улучшения навыка постепенно меняйте позу, пока одна ступня не окажется прямо перед другой.

5. Справившись с первыми четырьмя шагами, повторите их снова, но на этот раз с последней в главе 3 — таблицей «В» для тренировки ближнего зрения.

6. Наконец, попробуйте такой вариант упражнения: вместо того чтобы читать буквы на строчках таблиц по порядку, чи­тайте первую букву, последнюю букву, вторую букву, предпо­следнюю букву и т.д. Например, на первой строчке вы читали «Е, Р, F, D, Т, V, Z, С, А». А теперь начните с крайних букв и продвигайтесь к середине строки. Закончив первую строку, переходите ко второй, читайте ее таким же способом — и так до конца таблицы. Изменив процедуру выполнения уп­ражнения таким образом, выполните следующие два шага:

A.  Прочитайте строчки по-новому, не вращая таблицу. От­метьте, сколько у вас ушло на это времени, и продолжайте тренироваться до тех пор, пока на чтение всей таблицы у вас не будет уходить меньше пятидесяти секунд.

B,  Научившись читать строчки таким образом, начинаете вращать таблицу. Проходите шаги с 1 по 4 упражнения «Спортивное зрение II», пока не сможете читать строчки, начиная с краев, с включенным широким зрением и стоя в позе одна ступня впереди другой.

К тому времени, когда вы научитесь комбинировать скорость, равновесие, четкое центральное зрение и осознание окружаю­щего пространства, а также освоите шесть других уровней фит-неса для глаз, вы будете готовы поймать любой предмет, кото­рый вам бросает тренер.

Наши партнеры
ОБМЕН ССЫЛКАМИ



-

Rambler's Top100
материалы из книги DAVID COOK VISUAL FITNESS 7 MINUTES TO BETTER EYESIGHT AND BEYOND. Все права пренадлежат их владельцам.
All rights reserved. 2008-2009 © Копирование материалов из сайта разрешается только со ссылкой на этот сайт /
хиты: 37875